interiortop.ru - «Как научить ребенка слышать звуки». Методическая разработка учителя


Игры на фонематическое развитие детей дошкольного возраста

детей Пермский областной институт повышения квалификации

игры на фонематическое развитие детей дошкольного возраста

работников образования

Примерное положение

“О логопедическом пункте при дошкольном

образовательном учреждении (ДОУ)”

г. Пермь 1998 г.

О типовом положении

“О логопедическом пункте при дошкольном

образовательном учреждении (ДОУ)”

Разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении”, “Типовым положением о дошкольном учреждении и группах детей с нарушениями речи”.

Изложены основные направления, регулирующие правовую, образовательную и коррекционную деятельность логопункта при ДОУ, гарантированны возможности для получения логопедической помощи детьми, имеющими речевую патологию, обеспечены условия для их личностного развития, педагогической реабилитации.

Использована литература:

1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.: Просвещение, 1991.

2. Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М.: Просвещение, 1978.

3. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М.: КОГИТО-Центр, 1996.

4. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. М., 1995.

5. Типовое положение о дошкольном учреждении и группах для детей с нарушениями речи. М., 1970.

6. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов. / Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н./ – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.

 

Примерное положение

“О логопедическом пункте при дошкольном

Образовательном учреждении (ДОУ)”.

I. Общее положение.

Настоящее положение регулирует работу дошкольных логопедических пунктов при ДОУ.

1. Логопункт при ДОУ организуется для оказания практической помощи детям дошкольного возраста (3 – 7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Основными задачами логопункта являются:

- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- предупреждение нарушений устной и письменной речи;

- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

- пропаганда логопедических занятий среди педагогов ДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

- воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

- возможность интегрировать воспитание и обучение в обычной группе с получением специализированной помощи в развитии речи.

3. Логопункт при ДОУ открывается органом управления образованием или ДОУ в зависимости от количества детей 3–7летнего возраста с речевой патологией.

При достаточном количестве детей с необходимыми дефектами речи в одном ДОУ на основании решения совета коллектива создается логопедический пункт, фиксируется в уставе и приписывается “Положение о логопункте при ДОУ”.

4. Органом управления образованием за логопунктом закрепляется определенное количество групп (открытие логопункта при городском ДОУ осуществляется при обследовании 8-10 групп; при сельском ДОУ должно быть обследовано 6-8 групп). В целях оказания эффективной логопедической помощи воспитанникам сельских ДОУ логопункты открываются:

- при одном из ДОУ районного центра;

-при одном из ДОУ районного центра с обязательным обслуживанием одного или нескольких сельских ДОУ, расположенных на расстоянии 3-5 км.

5. Выявление воспитанников для зачисления на логопункт проводится с 1 – 15.09 и с 15 – 30.05. Зачисление и выпуск воспитанников на логопункте проводится на основании решения постоянно действующей медико-педагогической комиссии, в состав которой входят: специалист из РОО, заведующий ДОУ, логопеды ДОУ, психолог. На МПК для зачисления ребенка необходимы те же документы, что и для зачисления в логопедическую группу. Дети с речевой патологией регистрируются в журнале движения и учета посещаемости (приложение №1).

6. На каждого воспитанника, зачисленного на логопункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

II. Организация деятельности логопункта при ДОУ.

7. На логопункте при ДОУ предусматривается четкая организация всего коррекционного процесса. Она обеспечивается:

- своевременным обследованием детей;

- рациональным составлением расписаний (“сетки”) занятий;

- планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

-оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями (приложение № 2);

- совместной работой логопеда с воспитателями и родителями.

На логопункт зачисляются воспитанники ДОУ, имеющие фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи (одновременно занимается не более 12 – 15 человек).

В территориях, где нет ДОУ с логопедическими группами, в порядке исключения логопункты комплектуются и с детьми с тяжелыми нарушениями речи (одновременно зачисляется не более 8 – 10 человек, сроком до 2-х лет, в зависимости от диагноза).

Прием детей производится в течение всего учебного года по мере освобождения мест. Комплектование групп и выпуск детей производится медико-педагогической комиссией, созданной при управлении образованием или ДОУ.

В ДОУ, где воспитание и обучение ведется на родном языке, на логопункт зачисляются воспитанники, у которых имеются отклонения речевого развития на родном языке.

Срок коррекционной работы на логопункте при ДОУ – от 3 месяцев до 1 года при ФНР и ФФНР.

8. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются занятия, которые проводятся по общеразвивающим и коррекционным программам ДОУ.

Занятия с детьми на логопункте проводятся ежедневно как в часы, свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, но по согласованию с администрацией ДОУ (исключение составляют занятия по развитию речи и ФЭМП).

Занятие на логопункте сельского ДОУ в зависимости от местных условий может быть внесено в “сетку” занятий данного учреждения.

9. Темы групповых, индивидуальных занятий, а так же посещаемость детей фиксируется в журнале (приложение № 1). Продолжительность логопедических занятий в каждой возрастной группе определяется реализуемой программой. Ответственность за обязательное посещение занятий несут учитель-логопед, воспитатель, администрация ДОУ.

10. Начало и продолжительность учебного года на логопункте соответствует работе ДОУ.

11. Наряду с занятиями на логопункте, в группе выделяются в вечернее время специальный логочас для работы воспитателя с детьми по коррекции речи по заданию логопеда. Воспитатель планирует свою работу с учетом программных требований и речевых возможностей детей. Воспитатель обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребенка, слышать ее дефекты, обращать внимание на чистоту произношения. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.

III. Участники образовательного процесса:

- Ребенок;

- Воспитатель;

- Родитель;

- Учитель-логопед.

12. Учителем-логопедом назначаются лица, имеющие дефектологическое или высшее педагогическое образование (фил.фак., пед.фак.) с обязательным прохождением курсов по переподготовке по специальности “Логопедия” или стажировки. Учитель-логопед назначается и увольняется в порядке, установленном для педагогов образовательных учреждений, предусмотренном законодательством РФ.

13. Учитель-логопед:

а) несет ответственность за организацию и своевременное выявление детей с первичной речевой патологией, оптимальное комплектование групп, качество коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

б) оказывает консультативную помощь воспитателям и родителям детей;

в) работает в тесном контакте с психологом ДОУ, логопедом, врачами-специалистами поликлиники и членами медико-педагогической комиссии;

г) информирует педагогические советы ДОУ о задачах, содержании и результатах работы на логопункте;

д) участвует в работе методических объединений логопедов ДОУ;

е) повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам;

ж) составляет ежегодный отчет по схеме:

1. Ф.И.О.

2. Логопункт при ДОУ № ________________________________

3. Количество детей: обследовано ____________________, из них с ФНР ______________, с ФФНР _________________, зачислено на логопункт _______________________________.

4. Количество детей, выведенных в массовые группы (в школу) с чистой речью ______________________________________.

5. Количество детей, оставленных для продолжения занятий (причина) ___________________________________________.

6. Дидактический и наглядный материал, изготовленный в текущем учебном году.

7. Пропаганда логопедических занятий (работа логопеда с родителями, воспитателями).

8. Повышение квалификации логопеда (посещение курсов, подготовка вопросов на педсовет, МО и т.д.).

14. Для фиксирования коррекционного процесса учитель-логопед ведет на логопункте следующую документацию:

- речевая карта на каждого ребенка;

- журнал движения детей, посещаемости занятий на логопункте;

- перспективный план работы на каждого ребенка на период занятий с отслеживанием результатов коррекционной работы;

- общий план методической работы на год;

- ежедневные планы работы на каждого воспитанника;

- тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (находятся в группе);

- расписание занятий групп, индивидуальных занятий, заверенное заведующим ДОУ;

- паспорт логопункта или картотека с перечнем оборудования и пособий;

- копия отчета о проделанной работе за год.

15. На учителя-логопеда логопункта распространяются все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ для учителей городских и сельских образовательных учреждений. Оплата труда учителя-логопеда, работающего на логопункте при ДОУ, производится из расчета 20 часов в неделю, из них 2 часа на организационную и методическую работу.

IV. Руководство работой логопункта при ДОУ.

16. Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется органом управления образованием, в ведении которого находится логопункт, а так же администрацией ДОУ, в штате которого имеется учитель-логопед.

V. Материально-техническая база и финансовое обеспечение работы логопункта.

17. Для логопункта выделяется кабинет площадью не менее 20 кв. м, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.

На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопункта, его санитарное состояние и ремонт. Логопункт обеспечивается оборудованием согласно приложению № 3.

18. Логопункт финансируется органом управления образованием или ДОУ, в ведении которого находится.

19. Учителю-логопеду, обслуживающему сельские ДОУ, находящиеся на расстоянии, выплачиваются денежные средства для оплаты командировочных расходов.

Журнал

движения и учета посещаемости

детей дошкольного возраста с нарушениями речи

на логопункте при ДОУ № ____ района.

1. В разделе “Движение детей” логопед фиксирует количество обследованных детей по форме:

Ф. И.

ребенка

ДОУ №

Группа

Воз-раст

Дата обсл

Логоп. заключ.

Рекомендации

             

- зачислен в логоп. группу;

- зачислен на логопункт;

- поставлен на очередь (указать срок);

- работа с воспитателем (конкретные рекомендации по ЗКР с отслежив. результата).

 

II. В разделе журнала “Сведения о родителях” логопед помещает список детей, зачисленных на логопункт в текущем учебном году по форме:

- список детей с указанием ДОУ, группы;

- Ф.И.О. матери (отца), домашний адрес, телефон.

III. Список детей, зачисленных на логопункт:

Ф.И. ребенка

ДОУ №

Группа

Воз-раст

Логоп.

диагноз

Результаты коррекционной работы

           

- выпущен;

- оставлен для продолжения коррекц. работы;

- выбыл в ДОУ № …, в школу…

 

IV. Для индивидуальных и подгрупповых занятий отводится по 3–4 страницы журнала.

На левой половине страницы вверху указывается № группы и логопедическое заключение, например “группа №2 с ФФНР”.

На правой половине страницы вверху указываются дни и часы работы с этой группой, например: понедельник, среда, пятница – 16.00 – 16.30.

В остальном страницы заполняются аналогично классному журналу, т.е. на левой половине находится список детей данной подгруппы или фамилии и имена детей, занимающихся индивидуально, даты проведения занятий и отметки о присутствии или отсутствии детей на занятии, а на правой – темы проводимых занятий (темы указываются в соответствии с рабочим планом).

На страницах, отведенных для индивидуальных занятий, на левой половине вверху вместо номера группы указываются нарушенные группы звуков, над которыми ведется работа, в остальном они заполняются аналогично.

На одной из последних страниц журнала отводится место для учета рабочего времени логопеда в период обследования речи детей и в период каникул, например:

Дата

время

Проделанная работа

2 недели сентября

 

 

2 недели мая

9 – 10

 

Работа в кабинете (подбор материала для обследования речи детей)

Обследование речи детей средней группы ДОУ №

Оснащение и оборудование логопедического пункта

На дверях кабинета логопункта должно висеть расписание работы логопеда, например:

Логопедический кабинет

Время работы:

П-н, ср., пятн. – 8 – 12

Вт., четв. – 15 – 19

Ф.И.О. логопеда

В кабинете логопункта должно находится следующее оборудование:

1. Парты – столы по количеству детей. Подставки для карандашей и ручек. Пеналы с раздаточным материалом.

2. Классная доска, расположенная на уровне роста детей.

3. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть около окна (или с дополнительным освещением).

5. Зеркало 9x12 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребенком и несколько стульев.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.

8. Фланелеграф или наборное полотно

9. Технические средства (магнитофон, фильмоскоп, проигрыватель и т.д.).

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов на каждого ребенка.

14. Стандартная таблица букв.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании детей.

16. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный в конвертах или папках.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (графических изображений звуков, слов, предложений и т.д., карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением).

18. Различные речевые игры.

19. Наборы цветных карандашей, фломастеров на каждого ребенка.

20. Методическая литература.

21. Настенные часы.

22. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Кабинет логопункта должен быть эстетично оформлен. Не рекомендуется вешать на стены эстампы, картины, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом.

 


Источник: http://www.logopunkt.ru/forlog1.htm



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Приемы формирования фонематического восприятия Беременность миоматозный узел

Игры на фонематическое развитие детей дошкольного возраста Олеся Емельянова. Каталог настольных игр для
Игры на фонематическое развитие детей дошкольного возраста Логопедия - Все для студента - m
Игры на фонематическое развитие детей дошкольного возраста Экспресс-диагностика
Игры на фонематическое развитие детей дошкольного возраста Обучение грамоте
Игры на фонематическое развитие детей дошкольного возраста Логопункт
10-летняя американка похудела на 140 килограммов MedInfo Ярославль Детская стоматология Малыш и Карлсон на улице Улофа Пальме К чему снится Младенец во сне - m Как запасти грудное молоко. Сцеживаем. Замораживаем Как рожать с геморроем: отзывы, возможные осложнения Кто такой гинеколог и что он лечит Болезни, с которыми борется врач