interiortop.ru - Задачи нравственного воспитания дошкольников, предлагаемый

Закрыть ... [X]

Ребёнок младшего дошкольного возраста способен

 Исполнитель:

Музыкальный руководитель

МБДОУ д/с № 35

Шурашова Ойша Сайфуловна

 

1.
Литературный обзор основы развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

1. 1.
История темы педагогического опыта.

     Музыкальное развитие ребенка начинается в раннем детстве, когда он впервые слышит ласковые и нежные интонации голоса матери, напевающей ему колыбельные песни, или игривые, ритмичные мелодии, которые сопровождают движения малыша во время бодрствования. Однако систематическим этот процесс становится под влиянием целенаправленного воспитания, при активизации эмоциональной отзывчивости на музыку на основе опыта восприятия произведений искусства. Эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения – это одно из первых личностных качеств, которое развивается у дошкольников в процессе занятий музыкально-эстетическими видами деятельности.

     Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский в своих трудах подчеркивал значимость музыкального искусства и считал его главнейшим средством воспитания культуры личности. Он писал о том, что «…если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».

Музыкальное искусство, одно из первых, наиболее глубоко захватывает и организует эмоциональную природу ребенка, в общении с музыкой дети легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе. Музыка способна ранее всех других искусств воздействовать на чувства ребенка, стимулировать эмоциональный отклик и положительные эмоции, побуждать к сопереживанию и художественной эмпатии, инициировать фантазию и воображение, вызывать желание общаться и делиться впечатлениями, рассуждать об услышанном. Научно доказано, что музыкальное искусство обладает большой силой художественного и эстетического воздействия на эстетическое сознание детей, пробуждает музыкально-ценностные потребности, предопределяет развитие эстетических интересов, вкусов, представлений о красоте и закладывает основы музыкально-эстетической культуры личности (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др.).

Традиционно эмоциональная отзывчивость на музыку в музыкальной педагогике и психологии рассматривается как особая музыкальная способность, природа которой соотносится с эмоциональной природой музыкального искусства. В предложенной Б. М. Тепловым структуре музыкальных способностей эмоциональная отзывчивость на музыку, по образному выражению автора, составляет как бы центр музыкальности, главный её признак. Музыкальность – это комплекс специальных способностей, находящих свое выражение в своеобразной ориентировке в музыке. Чем более музыкален человек, как подчеркивает Б. М. Теплов, тем больше он слышит в музыке. Связывая музыкальность с переживанием содержательной стороны музыкального произведения, автор указывает на единство эмоциональной и слуховой стороны музыкальности.

Эмоциональная отзывчивость в трактовке Б. М. Теплова основана на различении эмоциональной, ладовой окраски произведения, настроений и чувств, выраженных в нем, а также способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма. Таким образом, выделенные автором основные музыкальные способности – ладовое и музыкально-ритмическое чувство – лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, их развитие способствует глубокому, утонченному эмоциональному проникновению в художественное содержание произведения.

Б. М. Теплов в своих теоретических исследованиях рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку в основном как познавательный процесс, справедливо отмечая, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Б. М. Теплов пишет: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно…».

Теоретическое подтверждение данного предположения мы находим в трудах В. Н. Мясищева, посвященных проблеме способностей и склонностей человека. Психолог считает, что интерес, увлечение, любовь к той или иной форме деятельности являются условием и залогом её успешности, лежат в основе личностного отношения. «Формально-функциональное, безличное понимание способностей, – пишет В. Н. Мясищев, – должно быть заменено содержательно-личностным пониманием, учитывающим не только функциональную характеристику человека, но его избирательное отношение к деятельности».

Н. А. Ветлугина в своих исследованиях приходит к выводу о том, что для целостной характеристики музыкальности необходимо учитывать особенности самой личности ребёнка с её интересами и запросами. Эмоциональный отклик на музыку Н. А. Ветлугина определяет как ведущий компонент музыкальности и в более широком контексте, нежели Б. М. Теплов. В своих статьях и теоретических исследованиях Н. А. Ветлугина рассматривает эмоциональную отзывчивость на музыку не только как важнейший компонент структуры музыкальности, но и как одну из задач воспитания эстетического отношения детей к музыке.

В научных исследованиях исходный уровень проявления эмоциональной отзывчивости связывается с чувствительностью и впечатлительностью, элементарной эмоциональной реакцией человека. В музыкальной педагогике он соотносится с избирательной восприимчивостью ребёнка к музыке, выражающейся в предпочтении музыкальных звуков по сравнению с немузыкальными. Высокий уровень эмоциональной отзывчивости связан с «умными эмоциями» (Л. С. Выготский), имеющими эстетическое и духовно-нравственное содержание. Объективной характеристикой эмоциональной отзывчивости на музыку являются эмоциональный отклик, наличие сопереживания, осознание выразительности музыкальных интонаций (понимание музыкальной речи) и внешне выраженное эмоционально-оценочное отношение к музыке, проявляющееся в музыкальных предпочтениях.

Эмоциональная отзывчивость на музыку у детей дошкольного возраста формируется и развивается в процессе слушания различных по эмоционально-образному содержанию произведений. Основным критерием доступности музыкальных произведений, отбираемых для слушания детьми дошкольного возраста, (помимо небольшой протяжённости звучания, привлекательности знакомых детям тем и сюжетов) является, по мнению О.П. Радыновой, соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту дошкольников, их способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Учитывая живую реакцию малолетних детей на различные по характеру музыкальные произведения (плач и раздражение или радостная эмоция и успокоение), В.М. Бехтерев указывал на целесообразность использования в работе с детьми раннего возраста произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции. В младшем возрасте применяются произведения весёлого, шутливого и светлого, спокойного, нежного характера. Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке, расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, скорбные, решительные и пр.). К старшему дошкольному возрасту эстетические переживания дошкольников углубляются, усложняются, обогащаются. Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительность интонации.

Музыка – интонационное искусство. Через интонацию она выражает огромное богатство эмоционально-смыслового содержания, центром которого является человек и его окружающий мир. Крупный теоретик музыкознания Б.В. Асафьев, подчёркивая связь музыки и речи, музыкальных и речевых интонаций, указывал, что в музыке, как и в речи, всегда содержится определённый тонус звучания, который он называл «речью чувства», «состоянием тонового напряжения». Поэтому, развивая у детей способность различать эмоциональную окраску, выразительность музыкальных интонаций, полезно сравнивать их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.

Чтобы определить «палитру» эмоций, которые может испытать ребёнок, слушающий музыку, предлагаю воспользоваться классификацией типов эмоций, предложенной В.Н. Холоповой, которая выделяет: эмоции как фактор саморегуляции личности; эмоции как чувство жизни; эмоции восхищения мастерством искусства; изображаемые в музыке эмоции; природные эмоции музыки.

Во-первых, процесс слушания музыки несёт огромный положительный эмоциональный заряд, в связи с чем музыкальный репертуар может быть представлен мажорными произведениями как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки.

Во-вторых, процесс слушания музыки позволяет ребёнку «проживать» собственное эмоциональные переживания. В том случае, если содержание музыкального произведения близко актуальному эмоциональному опыту ребёнка, а педагог помогает ему установить такую связь, это существенно обогащает эмоциональное развитие дошкольника. Отметим, что в данном случае важнейшую роль играет профессиональная компетентность педагога детского сада. Только знание и понимание ребёнка позволяют составить индивидуальный репертуарный список музыкальных произведений.

Часто, выбирая из фонотеки музыкальное произведение, ребёнок может «сообщить» педагогу или сверстникам о своём эмоциональном состоянии. Если настроение у него не весёлое, он предпочитает музыку негромкую, плавную, а когда ему хочется повеселиться, просит «включить» танец или марш.

В-третьих, в процессе слушания музыки возникают эмоции восхищения мастерством исполнителя. Бесспорно, дети должны слушать музыку только в хорошем исполнении. От хорошего, а тем более виртуозного исполнения ребёнок испытывает сильные эмоции, которые часто становятся причиной возникновения интереса к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.

В-четвёртых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает выраженные в музыке эмоции. Художественный образ музыкального произведения наделён определённым эмоциональным состоянием. Если педагог хочет представить детям с помощью музыки тот или иной образ, то лучше это сделать на примере программных произведений. Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки» – произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес П. Чайковского, С. Прокофьева, Р. Шумана и др.

Эмоциональное состояние отражают и непрограммные пьесы. Широта использования данных музыкальных произведений зависит от музыкальной культуры и вкуса самого педагога. Так, например, музыке композиторов-романтиков (Шуберта, Шопена, Листа, Мендельсона) свойственна передача нюансов эмоционального состояния, музыка Дворжака или Брамса «рисует» яркие человеческие переживания.

В-пятых, в процессе слушания музыки ребёнок воспринимает природные эмоции музыки, т.е. средства художественной выразительности. Сама природа музыкального искусства является источником эмоций. И в первую очередь это касается моторно-ритмической сферы музыки, которая более заметно воздействует на человеческие эмоции. Чем устойчивее связь ребёнка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Активная природа ребёнка находит выражение в двигательных реакциях на звучащее музыкальное произведение. Придумывая движения под музыку, малыш конкретизирует музыкальный образ, делая его понятным в первую очередь самому себе. Движение становится для ребёнка средством восприятия музыки, понимания её характера. Поэтому движения успешно используются для осознания детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, чёткого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлётов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства можно моделировать (моторно-двигательное уподобление характеру звучания музыки) с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений. Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушиваться к характеру музыки. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

В работе с детьми в процессе восприятия музыки я использую следующие виды уподобления музыке: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, интонационное, цветовое, полихудожественное. Их необходимо варьировать и сочетать друг с другом.

Чтобы эмоционально переживать музыку, необходимо уметь дифференцированно воспринимать её звуковую ткань. Это умение я развиваю путём проведения с детьми простейшего анализа музыкальных произведений, в которых их внимание обращается на средства музыкальной выразительности, характер мелодии. Как я заметила, характеристика эмоционально — образного содержания музыки является наиболее уязвимым местом в работе с дошкольниками. Их высказывания о характере музыкального произведения, чувствах, настроениях, выраженных в нём, не отличаются разнообразием. Часто встречающееся в практике деление музыки только на весёлую и грустную, что примитивизирует, обедняет её восприятие. Учитывая это, считаю необходимостью вести систематическую работу по обогащению словаря детей словами, характеризующими эмоционально-образное содержание музыки.

Одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является восприятие (слушание) музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Современными исследователями доказано, что первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова). Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.

Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание.

Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.

Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.

Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.

Отечественные психологи утверждают, что эмоции — это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов:

1. Аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).

2. Аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).

3. Аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).

Эмоции — это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства — это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

На протяжении 13 лет автор опыта работает музыкальным руководителем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 35 хутора Незаймановского Краснодарского края Тимашевского района. Здесь же и проводилась работа по проблеме данного опыта.

Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что ранее тема «Развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки» в данном учреждении не изучалась. Поэтому я заинтересовалась этой темой.

Наблюдения за детьми свидетельствовали о недостаточной эмоциональной отзывчивости.

Изучив и проанализировав материал современных исследователей, я пришла к выводу, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости. И это дает мне основание начать более углубленную работу над темой «Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки».

Эмоциональная сфера дошкольника — важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья.

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников.

Работа над темой педагогического опыта проведена в МБДОУ детский сад №35. Детский коллектив представлен 20 дошкольниками в возрасте 3-6 лет.

Базой для формирования данного педагогического опыта являлись воспитанники ДОУ.

Мои наблюдения за детьми данной группы свидетельствовали о недостаточной эмоциональной отзывчивости детей, которая предполагала:

— во-первых, адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение;

— во-вторых, способность целостного восприятия музыкального произведения.

На мой взгляд, эти два направления неразрывны: чтобы научить детей адекватно проявлять свои эмоции, необходимо развивать у них способность осознанно воспринимать музыкальное произведение.

Отсюда следовало, что диагностику проявления эмоциональной отзывчивости детей нужно проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: способность эмоционального сопереживания и способность целостного восприятия музыкального произведения.

(График описан в разделе 2. 1.)

Таким образом, анализируя данные можно сделать вывод о недостаточной обращенности воспитателей к эмоциональной сфере ребенка в педагогической деятельности: наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание и внимание детей на переживания, которые дает музыка, способы и средства выражения этих переживаний, что поставило меня перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально-организованной деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими «языка» эмоций.

2.1 Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 3-6 лет

Целью этого этапа моей работы явилось определение уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей.

Задачи:

1) определить критерии уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку старших дошкольников;

2) подобрать диагностический материал и оборудование;

3) провести диагностику уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыку у детей.

Для выявления уровня проявлений эмоциональной отзывчивости мною была проведена диагностика детей (диагностика Н.А. Ветлугиной).


Уровни проявления эмоциональной отзывчивости:

Низкий уровень (меньше 5 баллов). Ребёнок не умеет внимательно прослушивать всё произведение до конца, вникнуть в его содержание. Музыкальные произведения не вызывают у него соответствующего эмоционального отклика. Он не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке у него неглубок и неустойчив. Плохо ориентируется в музыкальных средствах выразительности. В познании музыкальных образов речевые коммуникации носят личностный характер, но неадекватны содержанию произведений и имеют слабую эмоциональную окрашенность.

Средний уровень (5-7 баллов). Ребёнок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удаётся. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Музыкальные произведения вызывают у него живой отклик, но только если они просты по содержанию и форме. Ребёнок не всегда может самостоятельно ответить на вопросы о музыке, ожидает помощи взрослого, затрудняется в подборе нужных терминов. При интерпретации эмоционального содержания музыкального образа речь не развернута, ориентирована на стандарт.

Высокий уровень(7-9 баллов). Ребёнок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену настроений, следя за динамикой музыкального образа. Он самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых, в процессе разбора музыкального произведения; правильно пользуется элементарной музыкальной терминологией. Обладает музыкальной отзывчивостью; суждения осмыслены и обусловлены вычленением главных элементов музыкальной речи. Ребёнок высказывает собственное отношение к воспринимаемому произведению. Интерес к музыке у него стабилен, мотивирован. Знает средства музыкальной выразительности в объёме программных требований, может указать на некоторые из них. Умеет оценивать сам процесс и результат восприятия музыкальных образов, способен воображать, отождествлять себя с музыкальным образом. Умеет анализировать, сравнивать музыкальные образы, устанавливать причинно-следственные связи между средствами музыкальной выразительности и эмоциональным содержанием музыки.

По завершению исследования по результатам трёх заданий я определяла уровень проявления эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка.

В процессе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие данные.


С высоким уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в группе было выявлено 10 % от общего количества детей группы. Данные дети характеризовались целенаправленностью восприятия, активным восприятием музыки, единством эмоционального и интеллектуального восприятия, дифференцированностью слуховых ощущений.

Со средним уровнем проявления эмоциональной отзывчивости в группе было выявлено 50% детей. Данные дети отличались сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений.

Низкий уровень проявления эмоциональной отзывчивости был зафиксирован у 40% детей. Данные дети просто не умели вслушиваться в музыкальные звуки, находить в них те чувства, переживания, которые выразил композитор.

Таким образом, возникла необходимость активизации работы по развитию эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыкальных произведений.

3. Педагогический опыт

3. 1. Описание основных методов и методик, используемых в педагогическом опыте.

Изучив и проанализировав материал, современных исследователей я пришла к выводу, что дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости. Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Умение воспринимать произведения музыкального искусства, переживать его образно-эмоциональное содержание не может возникнуть само собой. Этому нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребёнка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость – проявление эмоции при восприятии этого содержания.

Особенно велико значение музыки для детского периода развития человека, когда эмоции являются генетическими формами регуляции поведения. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост.

Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений.

Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки ребенок осознает собственные эмоциональной состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.

При слушании музыки роль эмоционального компонента особенна велика. Так как опыт восприятия музыки в дошкольном возрасте очень мал, то ребенку для проявления эмоциональной отзывчивости требуется несколько прослушиваний музыкальных произведений. С каждым прослушиванием воспринятый музыкальный образ углубляется и накапливается эмоциональный опыт ребенка.
способен

Огромная роль в развитии эмоциональной сферы дошкольников принадлежит музыке. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке. Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально отзываться на услышанные им музыкальные произведения. Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста предполагает:

— во-первых, адекватное проявление своего эмоционального состояния на услышанное ребенком музыкальное произведение;

— во-вторых, способность целостного восприятия музыкального произведения.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей адекватно проявлять свои эмоции, необходимо развивать у них способность осознанно воспринимать музыкальное произведение.

Считаю, что развитие эмоциональной отзывчивости детей на занятиях музыкой наиболее успешно будет осуществляться в результате применения эффективных методов и приемов. Таких как:

-наглядно-слуховой (художественное исполнение произведения, цитаты из текста песни, загадки, пословицы, фрагмент из музыкального произведения);

-словесный (например, образный рассказ о музыке, беседа о содержании, сопоставление);

-практический (передача музыкальных явлений в движениях — хлопки, поднимание и опускание рук, движения с флажками, палочками).

-наглядно-зрительный (например, игрушки, художественные иллюстрации, пособия, которые помогают раскрыть музыкальный образ.)

Пути воспитания эмоциональной отзывчивости у дошкольников различны. Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.

3. 2. Актуальность педагогического опыта.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка – это и есть собственно эмоция. Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости – в сферу чувств, из области предметных образов – в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Это было доказано в работах педагогов Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой и музыковеда А.Н. Сохор.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна. Актуальность данной темы может быть представлена следующими аспектами:

    Кардинальные экономические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс.

    Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

    Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

В связи с этим, передо мною встал вопрос создания оптимальных условий для полноценного развития эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки, что и способствовало выбору темы моей работы:

«Эмоциональная отзывчивость к музыке в процессе её восприятия у детей старшего дошкольного возраста».

3. 3. Ведущая педагогическая идея опыта

Обеспечить полноценное развитие эмоциональной сферы у старших дошкольников в процессе восприятия музыки.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;

2. Выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

3. Разработать и использовать в своей работе  занятия, направленные на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, рисунком и т.д.);

4. Совершенствовать в процессе педагогической деятельности  систематическую и целенаправленную работу по обогащению эмоций детей в процессе восприятия музыки;

5.Обратить внимание родителей на значимость в воспитании дошкольников эмоционального развития именно средствами восприятия музыки.

3. 4. Результативность опыта

Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития дошкольников. Реализация подхода к развитию эмоциональной сферы посредством восприятия музыки требовала поддержки со стороны родителей. Знакомство родителей на консультациях, с различной наглядной информацией, с теоретическими и методическими вопросами развития эмоциональной сферы посредством восприятия музыки способствовало зарождению у родителей интереса к данной проблеме. С ними были проведены различные консультации на такие темы как «Музыкальное воспитание в семье», «Методы обучения в семье», «Рекомендации по слушанию музыки с детьми» и др., анкетирование.

В условиях специально организованного процесса восприятия музыки, эмоциональная отзывчивость детей развивается наиболее эффективно в случае:

1. Организации процесса восприятия музыки дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей проявления эмоциональности детьми старшего дошкольного возраста;

2.Учета индивидуальных особенностей детей при организации процесса восприятия музыки как активного творческого процесса;

3.Специального подбора репертуара классических музыкальных произведений;

4.Учета влияния социального окружения ребенка (воспитатели групп, семья) на эмоциональную отзывчивость старшего дошкольника в процессе восприятия музыки.

Таким образом, анализируя проделанную работу, можно сделать вывод о том, что построенная система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки, с использованием программных и современных произведений, привела к тому, что эмоциональная отзывчивость детей на музыку приобрела новое качество — она стала результатом.

Дети, эмоциональная отзывчивость которых были отнесены к высокому уровню (35 %), свободно высказывали свои суждения, давали эстетические оценки, в которых широко использовались образные сравнения, метафоры.

Дети научились делиться своими эмоциональными переживаниями, возникшими ассоциациями, которые относились не только к личному жизненному опыту, но и связывались с воображаемыми ситуациями. Разнообразные ассоциации, вызванные эмоциональными переживаниями детей, указывают на взаимосвязь центра эмоциональной активности с другими центрами головного мозга, что может быть использовано для активизации проявлений ребенка в процессе обучения, для повышения эффективности образовательного процесса в целом.

Также, дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей. Дети проявления эмоций соотносили с собственными переживаниями, что говорит о личностной значимости произведений для ребенка. Помимо ориентированности на собственные чувства, эти дети выделяли социальную значимость произведений.

Дети, эмоциональные проявления которых соответствовали среднему уровню (65%), были сдержаннее во внешнем выражении эмоциональных переживаний. Это объясняется индивидуально-типологическими особенностями данных детей. Но по сравнению с результатами начального этапа эмоции стали содержательнее и разнообразнее по форме. Заинтересованность, любопытство, также были присущи дошкольникам, но детей в большей степени интересовала эмоциональная сторона произведений. Дети высказывали предположения, что происходило или, что способствовало созданию конкретного произведения, причем акцент делался на переживания композитора. Именно этот момент, по мнению детей, определял настроение воспринимаемого произведения. Мимическая экспрессия, выразительные движения детей свидетельствовали об эмоциональном отношении к предложенным произведениям.

Полученные результаты в ходе проведенной работы дают основание выделить положительную динамику изменений проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста (от любопытства и заинтересованности к эстетическому наслаждению и свободному творческому самовыражению). Также подтверждается эффективность обозначенных педагогических условий. Характер проявления эмоциональной отзывчивости свидетельствует о духовном развитии дошкольников, что определяет возможности такого педагогического средства как музыка.

Таким образом, разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня эмоциональной отзывчивости старших дошкольников в процессе восприятия музыки достаточно эффективен, этому свидетельствуют диаграммы.



3. 5. Новизна опыта

Заключается в том, что составлены и апробированы занятия, которые направлены на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе слушания музыки в повседневной жизни ДОУ.

Практическая значимость: разработанные занятия могут использоваться музыкальными руководителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

3. 6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

Опыт работы по теме «Развитие эмоциональной сферы детей посредством восприятия музыки» имеет практическая значимость: разработанные занятия могут использоваться музыкальными руководителями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Накопленный мною материал интересен воспитателям, работающим в поиске новых методов, формирующих личность ребенка. Оптимизация работы по использованию проектного метода в режиме детского сада была достигнута за счет распределения этапов проектной деятельности в режиме дня — на прогулке, во вторую половину дня. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – технология метода проектов.

Технологичность опыта заключается в том, что его используют педагоги станицы Медведовской и Тимашевского района. Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, начальной школы, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребёнком, через проектную деятельность, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

    Так же материалы данного педагогического опыта были размещены на сайте МБДОУ д/с № 35.

3. 7. Описание основных элементов представляемого опыта.

В процессе работы мною был разработаны и апробированы занятия, составлено календарно – тематическое планирование. На них дети переживали эмоциональные состояния, вербализовали собственные переживания, знакомились со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивалась способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности. В ходе занятий детям предлагалось прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Внимание детей акцентировалось на том, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаково.

Для проявления эмоционального отклика, переживаний у детей я использовала произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского, А. Вивальди «Времена года», Л.В. Бетховена, Р. Шумана, В. Шаинского и др. Произведения этих композиторов доступны и близки детям по тематике, музыкально-образному строю. Музыкальные произведения сопровождали ребенка в течение всего времени пребывания в детском саду.

В своей работе по развитию у детей эмоциональной сферы я использовала художественной слово, иллюстрации к музыкальным произведениям, которые помогали ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ музыкального произведения.

Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. В своей практике на каждом занятии с детьми «отправлялись» в гости в музыкальный домик, в лес, в магазин игрушек, в зоопарк и т.д. Все задания на занятиях имели игровую форму.

Каждое занятие было пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия получались очень содержательными, интересными.

Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствовали поддержанию интереса к деятельности, тем самым обеспечивали запоминание. В то же время я учла, что у дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому старалась не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.

В своей работе использовала и такой прием, как рассказывание сказки, иллюстрируемою музыкой. В сказку включались 2 — 3 инструментальные пьесы. Одна из них могла повторяться дважды. Музыка, включенная в сказку, была программной, выразительной, короткой. Текст сказки — интересным, понятным, коротким. Сказка объясняла содержание прослушиваемых пьес, выстраивала художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонация, пауза в сказке были хорошо продуманы.

Сказку, иллюстрируемую музыкой, предлагала не только на занятиях, но и в других видах деятельности. Предшествовали сказке маленькая ритуальная песенка, движение или стихи, например:

«На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем.

Ротик закрывается, сказка начинается»

Пример сказки с музыкой:

Бабочки и дети.

В саду много цветов. Над цветами летают бабочки (фрагмент пьесы «Бабочки» Е.Тиличеевой.) Бабочки летают и играют над цветами (следующий фрагмент той же пьесы). Вышли дети в сад погулять. («Марш» Т.Ломовой) Стали малыши играть («Латвийская полька») и бабочек догонять. А бабочки испугались и улетели.

Старалась, как можно чаще обращаться к опыту детей при обсуждении различных ситуаций. Так как процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, то в музыкальный репертуар я включала мажорные произведения как классической, так и хорошей эстрадной и детской музыки. Эти музыкальные произведения звучали в ходе организации всего педагогического процесса.

Например, во время утреннего приема детей, мы включали такие произведения, как «Улыбка» (В. Шаинского, М. Пляцковского), «Ничего на свете лучше нету» (Г. Гладкова, Г. Остера), которые способствовали созданию положительного эмоционального настроя у ребенка на пребывание в детском саду. Обращая особое внимание на эмоциональный отклик детей, активно развивая восприятие музыки, мы использовали и народные произведения, такие как веселые плясовые: «Ай, чу-чу-чу-чу, я горошек молочу», «Камаринская» и другие, и колыбельные — музыку спокойного характера. Предлагая в контрасте эти произведения, побуждали детей к проявлению эмоций через движения на веселую музыку и на музыку спокойного характера: укачивание, жесты, мимические действия глазами.


Мелодии, пьесы, которые слушали дети, давали им спектр положительных эмоций, ощущений, влияющих на их настроение.

Так же, важным средством развития эмоциональной отзывчивости детей, считаю использование музыкально-дидактических игр и применение игровых ситуаций в процессе музыкальной деятельности. В ряде исследований последних лет (О. П. Радынова, Е. В. Боякова, И. В. Груздова, С. А. Фадеева) показана возможность музыкального развития детей дошкольников на произведениях классического наследия и в условиях организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми. Исследователи отмечают, что при создании игровой ситуации и определенном педагогическом руководстве процессом восприятия музыки дошкольники способны эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание. Отталкиваясь от идеи о том, что музыкальная игра выступает естественным процессом вхождения ребёнка в культуру и важным фактором формирования ценностного отношения к музыкальному искусству, более логично её рассматривать как полифункциональную творческую деятельность, основным содержанием которой выступают элементы музыкальной культуры. В музыкальных играх они опредмечиваются такими сферами музыкального пространства, как мелодия, гармония, ритм, интонация, музыкальные образы произведений и др.

Музыкально-игровые уподобления звучанию музыки могут протекать в форме игры, основу которой составляют следующие игровые действия:

1) тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений;

2) двигательные, моделирующие характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов;

3) интонационные, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное содержание музыки;

4) вокальные, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз;

5) инструментальные, моделирующие эмоционально-образное содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;

6) цветомузыкальные, моделирующие эмоционально-образное содержание музыкального произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.

Музыкальное восприятие развивала также и в процессе проведения музыкально-дидактических игр. Дети слушали музыку в игровой форме. Как правило, в таком виде работы участвовал какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание стало по силам даже самым непоседливым детям. Например, «Мишка приехал в гости». Перед детьми появлялся Мишка и приветствовал их. Мишка рассказывал, что долго добирался к детям. — А на чем я ехал, — добавляет Мишка, — вы сейчас услышите в музыке. Я исполняла музыкальные отрывки («Поезд» Н. Метлова, «Самолет» Е. Тиличеевой, «На лодочке» Е. Макшанцевой.), дети слушали и отвечали. Проведение этих игр способствовало обогащению словаря детей новыми словами-определениями, выражающими образно-эмоциональное содержание музыки, развитию эмоциональной восприимчивости, умению детей определять настроение музыкального произведения и подбирать подходящий цвет для определённого эмоционального состояния.

Например, на новогодний праздник с Дедом Морозом приходят лесные гости. Дед Мороз предлагает угадать по музыкальному произведению, кто из зверей пришел к ребятам. Звучит вступление к песне «Медвежата» М. Красева, дети называют произведение, затем исполняется небольшая инсценировка под эту песню. Аналогично обыгрывается приход других зверей. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

Музыкально-дидактические игры находят широкое применение в разнообразных видах деятельности дошкольников. Это музыкальные занятия, самостоятельная и совместная деятельность в группе, развлечения, в которые включаются знакомые детям музыкально-дидактические игры. Всё это помогает дошкольникам усвоить и закрепить полученные навыки, разнообразить детскую деятельность и повысить результативность воспитательной работы с детьми. Игры выступают как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер. Поэтому, я считаю целесообразным применение игровых технологий. Отмечу, что важна систематичность, последовательность применения музыкально-дидактических игр в работе с детьми. Это возможно при условии правильного перспективного планирования музыкально-дидактических игр, а также при тесном взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя, так как освоенные на музыкальных занятиях дидактические игры переносятся в самостоятельную деятельность в группе, включаются в развлечения и досуги.

В НОД я регулярно использую элементы ритмопластики.

Во – первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым, ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:
• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);
• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи обучения и воспитания детей.
1. Развитие музыкальности:
• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение  и характер, понимать её содержание;
• развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха,
чувства ритма;
• развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству
звуков;
• развитие музыкальной памяти.
2. Развитие творческих способностей:
• развитие творческого воображения и фантазии;
• развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
деятельности, в слове.
3. Развитие и тренировка психических процессов:
• развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
• тренировка подвижности нервных процессов;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления
4. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
• воспитания умения сопереживать другим людям и животным;
• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения
с друзьями и взрослыми.

Известно, что основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр». Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда-это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Музыкальная предметная среда в группах нашего детского сада ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. А. Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность. В режимных моментах очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого имеются магнитофоны и ДВД проигрыватели в группах. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставляю я.

Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:

  • воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

  • воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

  • воспитатель становится тактичным соучастником детских игр.


Вывод

Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Моя работа была ориентирована на развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки.

В связи с поставленной целью в первой части моей работы рассмотрено состояние исследуемой проблемы, проанализированы особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников и изучены пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами музыки. Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы развития эмоций в психологических исследованиях в деятельностном, поведенческом и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить важность и значимость эмоций в жизни ребенка.

Анализ теоретических положений и методических выводов первой части исследования позволил провести мою работу по проблеме развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, которая состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Исходя из данных, были разработаны и апробированы занятия, направленные на развитие базовых эмоций в процессе обогащения опыта восприятия различных по характеру музыкальных произведений и развитие эмпатии и навыков выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т.д.).

Наиболее существенная зависимость в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста связана с содержанием музыкальных произведений и пространственно-предметной средой, обуславливающей проявление свободы, активности, творчества детей.

Анализ результатов контрольного этапа показал, что у детей произошли позитивные изменения в эмоциях, наиболее ярко выразившиеся в эмоционально-эстетической окрашенности речевых проявлений, в экспрессии и разнообразии при использовании цвето-ритмических и музыкально-ладовых средств выразительности. Исчезла дисгармония между мимикой лица, движением рук, оценкой воспринимаемых произведений и выражением собственных эмоциональных отношений.

Исследование позволило установить динамику развития проявления эмоциональной отзывчивости у детей от эмоционального интереса, выразившегося в любопытстве, любознательности, к эстетическому сопереживанию и наслаждению, к активному проявлению эстетических оценок и суждений, к свободному и творческому самовыражению своего эмоционального состояния через музыкальную импровизацию, игру, рисунок.

Таким образом,
мой опыт подтвердил, что значительное место в практике воспитания должно отводиться эмоциональному развитию именно средствами восприятия музыки.

Анализ вышеуказанного, позволяет сделать вывод, что для развития эмоциональной сферы ребенка музыкальный руководитель и педагоги дошкольного учреждения должны проводить систематическую и целенаправленную работу по обогащению чувственного опыта детей в процессе восприятия музыки.

Список используемой литературы

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — М., 1999

Болотина Р.Л., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика.- М., 1977

Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания. — М., 1989

Гульянц Е.В. Детям о музыке. — М., 1996

Дубогрызова Г.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Армавир, 2008

Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. — М., 2000.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.,2001

Кононова Н.Г. Музыкально — дидактические игры для дошкольников. — М., «Просвещение», 1982

Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. — М., 1988

Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. — М., 1988

Комисарова О. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- М., «Просвещение» 1986

Методика музыкального воспитания в детском саду (Под ред. Ветлугиной Н.А.)-.М. 1989

Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. — М., 2002

Программа воспитания и обучения в детском саду (отв. редактор М.А.Васильева). — М., 1987.

Радынова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми //Дошкольное воспитание.-1999.-№ 1,2,10.

Содержание

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

1.

Литературный обзор основы развития эмоциональной сферы старших дошкольников

2

1.1.

История темы педагогического опыта

2-8

1.2.

История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении.

9

2.

Психолого-педагогический портрет воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта. Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников

10

2.1.

Выявление уровня проявления эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения у детей 3-6 лет

11-12

3.

Педагогический опыт

13

3.1.

Описание основных методов и методик, используемых в педагогическом опыте.

13-14

3.2.

Актуальность педагогического опыта.

15-16

3.3

Ведущая педагогическая идея опыта

17

3.4.

Результативность опыта

18-20

3.5.

Новизна опыта

21

3.6.

Технологичность представляемого педагогического опыта

21

3.7.

Описание основных элементов представляемого опыта.

22-28

Вывод.

29-30

Список используемой литературы.

31

Приложение 1 Конспекты бесед для использования на музыкальных занятиях и в режиме дня по восприятию музыки.

Приложение 2 Конспекты музыкальных занятий

Приложение 3 Игры на музыкальных занятиях



Источник: http://mbdouds35.ru/metodicheskaya-kopilka/razvitie-emotsionalnoy-sferyi-deteyposredstvom-vospriyatiya-muzyiki.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Программа "Предшкола нового поколения" Открытый класс Кто прерывал беременность из за токсоплазмоза

Ребёнок младшего дошкольного возраста способен Картотека игр на сплочение детского коллектива Планета
Ребёнок младшего дошкольного возраста способен Курсовая работа: Адаптация дошкольников к условиям
Ребёнок младшего дошкольного возраста способен Воспитатель - это. Воспитатель детского сада
Ребёнок младшего дошкольного возраста способен АНАТОМО -ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Ребёнок младшего дошкольного возраста способен Признаки гиперактивного ребенка
Ребёнок младшего дошкольного возраста способен Богородица Википедия
Ребёнок младшего дошкольного возраста способен Аборт - это большой грех? Правда ли, что сделавшие его люди
Анастасия Николаевна Википедия Болят ребра при беременности. Боли под ребрами во ДСК Вертикаль Весёлый малыш Запись к Акушеру-гинекологу в Черемхово. Электронная регистратура Как рассматривают прерывание беременности в Исламе? Кашель - обсуждение Лечение дифицита иммунитета (ВИЧ) Нарушения эндокринной системы Что делать, если

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ