interiortop.ru - Человек - существо социальное и лишь в обществе может реализовать себя


Ребёнок существо социальное

Человек – существо социальное

Рождаясь, ребенок приходит не ребёнок существо социальное только в новый для него физический мир. Ребенок, прежде всего, приходит в мир людей, и кроме воздействий внешнего, физического, мира, он испытывает на себе влияния социума, которое очень трудно измерить. Поэтому физически отделяясь от материнского организма, ребенок должен не только быстро адаптироваться к новым условиям существования, но и столь же быстро установить качественно иные контакты с матерью – контакты биосоциального плана.

Прежде всего, давайте зададимся вопросом, какая функция может обеспечить не только само выживание ребенка, но и включение его как полноправного члена в человеческое сообщество? Общение – именно оно становится ведущей потребностью на ранних этапах развития ребенка. Более того, именно в ходе общения со взрослым ребенок получает необходимую информацию об окружающем мире, удовлетворяет свои витальные, социальные и идеальные потребности в активной деятельности, эмоциональном признании и поддержке. Активное взаимодействие между малышом и взрослым является основным условием становления и развития социальной и интеллектуальной сфер психики ребенка, организации сложных форм социального поведения. Кроме того, продукт общения – это образ другого человека и возникающее уже на ранних этапах развития представление ребенка о себе. Одним словом, в ходе общения ребенок формируется как личность.

Истории известны многочисленные примеры того, сколь критическими оказываются для ребенка условия ранней изоляции от общества людей. Это может происходить по разным причинам – от рокового стечения обстоятельств (вспомните, например, историю Маугли) до злой воли взрослых, которые по собственной жестокости вынуждали детей находиться в среде, исключающей общение с себе подобными. Впоследствии, вернувшись в человеческое общество, такие дети обнаруживали нарушения самых элементарных, с нашей точки зрения, человеческих функций – они не могли говорить, не были способны усвоить простейшие навыки самообслуживания. Но ведь Робинзон Крузо, прототипом которого послужил реальный человек, провел в изоляции долгие годы и, в конце концов, вернулся в общество людей полноценным человеком. В чем же разница?

Ответ напрашивается сам собой: социальная изоляция трагична именно в детском возрасте.

Эта закономерность ребёнок характерна не только для человека, но и для многих животных. Экспериментальные исследования, проведенные на последних, показали, что ранняя изоляция от сородичей наносит значительный вред детенышу, самым пагубным образом сказываясь на его дальнейшей, взрослой жизни. Животное, выращенное в условиях социальной изоляции, даже возвратившись в свое видовое сообщество, на всю жизнь остается ущербным как в собственном поведении, так и в отношениях с «соплеменниками».

Дело в том, что подобный дефицит общения отражается не только на его физическом развитии, но и ведет к изменениям во многих структурах мозга, связанных с организацией сложных форм поведения, в частности родительского и полового. Нарушаются и такие формы социального поведения, которые мы могли бы назвать «выяснением отношений». У животных, выросших изолированно, весьма обеднен перечень поведенческих «знаков», позволяющих решать вопросы старшинства в стае и устанавливать необходимую иерархию; у них нарушен обычный спектр эмоциональных реакций и преобладает агрессивно-оборонительное поведение. Одним словом, эти животные становятся социальными «инвалидами», их не принимают в своем «обществе».

Общение играет едва ли не определяющую роль в развитии поведения и психики ребенка. Как считают ученые[17], на ранних этапах развития человека потребность в общении является ведущей, от удовлетворения которой зависит не только само выживание индивида, но и включение его как полноправного члена в человеческое сообщество. В ходе общения со взрослым человеком младенец удовлетворяет свои потребности в впечатлениях, активной деятельности, эмоциональном признании и поддержке.

Общение со старшими служит для маленького ребенка единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее.


Источник: https://librolife.ru/g6090511



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Вопрос. Является ли ребенок существом социальным с самого рождения? Малыш в деревне играть

Ребёнок существо социальное Кто такие феральные или дикие дети? Узнайте реальные истории детей
Ребёнок существо социальное Социализация ребенка или как ребенок становится частью общества
Ребёнок существо социальное Человек как индивид - социальное существо, общение, социализация
Ребёнок существо социальное Статья по теме: Человек - существо социальное. скачать бесплатно
Ребёнок существо социальное ЛЕКЦИЯ 5. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКОЦИУМЕ : Понятие о развитии ребенка
Ребёнок существо социальное 14. Человек как биосоциокультурное существо и специфика его
Статья по теме: Человек - существо социальное - My Life Социализация ребенка В чем смысл наложения швов на шейку матки во время беременности? Как определить самые благоприятные дни для зачатия Кондиломы во время беременности - запись пользователя Алина Лечение грибка народными средствами Насосы МАЛЫШ - купить насос МАЛЫШ в Москве, продажа. - On No Пиносол при беременности инструкция по применению, отзывы